Артефактные записки     

К заказу сайта готов! Или 4 шага, которые необходимо предпринять прежде, чем идти заказывать сайт

Автор блога
Артем Ни менеджер проектов 3 февраля 2015

Часто при первой встрече с клиентом я сталкиваюсь с одними и теми же проблемами – это неподготовленность клиента и непонимание, зачем им вообще нужен сайт.

Разработка сайта – это работа и усилия двух сторон. Это диалог. Если одна из сторон не знает, чего они хотят получить,  или не желает делиться информацией, то диалога не получиться.

Ниже перечислены основные рекомендации, которые хотелось бы донести до клиентов прежде, чем они сядут за переговорный стол с подрядчиками для создания сайта.

1. Зачем мне сайт?

Должно быть видение сайта и понимание того, как он может увеличить прибыль компании.

Задайте себе вопрос: зачем мне сайт? Потому что это модно и есть, что в визитке указать. Неправильный ответ. По правде сказать, для сайта вы должны «созреть». То есть должны накопиться потребности, чтобы вы пошли заказывать сайт, например:

   - «если бы у меня был сайт, то я бы не парился по телефону, объясняя каждому клиенту технологию изготовления продукции на моем оборудовании, прислал бы им ссылку и все, экономия времени»

   - или «если бы у меня был сайт, то я бы не заставлял клиентов встречаться, чтобы показать им каталог моей продукции»

   - или «если бы у меня был сайт, то я бы мог продавать в других городах, так как интернет не имеет географических границ»

   - или «если бы у меня был сайт, то статус моей фирмы заметно бы вырос в глазах партнеров, поставщиков и клиентов»

   - или «если бы у меня был сайт, то я бы смог получать обратную связь от моих клиентов и партнеров»

   - или самое популярное «если бы у меня был сайт, то любой, набравший в поисковике ключевые слова, смог бы увидеть мою компанию в первых списках результата и позвонить мне…»

Таких выгод очень много и они специфичны для каждого отдельно взятого проекта. Определитесь, зачем вам сайт? Какова его будет основная роль? Как он сможет привлечь моих потенциальных клиентов? Как он сможет сделать ваш бизнес эффективнее и управление им легче? Ведь всегда вопрос только лишь в эффективности. Если сайт приносит больше мороки и проблем, то зачем он вам или, возможно, просто вы или ваш бизнес «не созрели» для заведения сайта. Разработка сайта не должна быть обузой или «очередным» заданием для незаинтересованного и так загруженного специалиста.

Очень часто вопросом создания сайта в компании занимается сам директор. Это очень приятно и интересно. У меня есть пара клиентов, один из них очень крупная торговая компания. Меня радует их воодушевленность и вовлеченность в процесс. Директор этой крупной компании сам лично вникал во все детали, советовался, предлагал свои идеи, искал идеи в интернете, подсматривал их у российских коллег, в общем, учился, развивался и впитывал, словно ученик в первом классе. В итоге, этот директор очень увлекся вопросами SEO, продвижением и рекламы, даже посетил платную международную конференцию в Алматы. В итоге, его бизнес увеличил объемы, появилась другая категория клиентов, которые раньше не покупали его продукцию. Увеличилась география: стали поступать заказы из других городов через сайт, наладили доставку. И это благодаря по большей части глубокой вовлеченности самого заказчика в процесс разработки и продвижения сайта.

2. А можно семь шапочек? Или адекватная оценка бюджета для разработки и продвижения сайта

Проблема адекватной оценки бюджета может быть следствием первой проблемы – непонимания значимости проекта. Когда не знаешь размер своей головы, то получается, как в известном советском мультике:

- Сшейте мне из этой шкурки шапку.

- Хорошо.

- А две можно?

- И две можно.

- А семь?

- И семь тоже можно…

В итоге, сшили ему семь маленьких шапок. Толку, что их много – надеть ни одну не наденешь.

Поэтому выбирая подрядчиков по стоимости разработки проекта, не экономьте на «шкурке».

Если у вас, например, крупная компания и вы хотите, чтобы сайт был еще и частью имиджевой рекламы, то экономить на создании сайта не стоит, особенно на дизайне. Если цели у вас другие, то и бюджет особо большой не стоит выделять, но расчитывайте с запасом.

Почти столько, если не больше, у вас уйдет на продвижение и рекламу сайта. Например, часто клиенты говорят, что им выделили на сайт и все, что с ним связано, 100 000 тенге. И они хотят уложиться по разработке сайта в эту сумму, не учитывая последущие расходы на рекламу. Например, у вас небольшая компания по продаже торгового оборудования. Вы можете заказать разработку сайта в пределах 100 000 тг и примерно 200 000 – 250 000 тг. пустить на его продвижение и рекламу в интернете на полгода:

   - Продвижение (SEO): 15 000 тенге в мес. х 6 мес. = 90 000 тг.

   - Контекстная реклама (Google, Yandex): 25 000 тенге х 6 мес. = 150 000 тг.

Это очень примерные цифры. Они отличаются от студии к студии.

И пожалуйста, не заказывайте сомнительные сайты за 15 000 - 20 000 тенге. Как говорится в пословице, скупой платит дважды. Как не ошибиться с выбором подрядчика для разработки сайта, читайте в этой статье.

3. Иллюзия быстрых сроков

Качественный, работающий, приносящий прибыль сайт не может быть сделан за 1-3 дня. Сейчас речь не о лендинг-страницах (их я вообще не считаю сайтами). Речь об обычных корпоративных сайтах. Как я уже писал в статье ранее, примерный - адекватный – срок исполнения небольшого корпоративного сайта – 3-4 недели, разработка интернет-магазина - чуть дольше.

У нас так сложилось на постсоветском пространстве, что спрашиваешь клиентов «Когда нужен сайт?», а они отвечают «Еще вчера». Интересно, что в зарубежных статьях советуют с такими клиентами не связываться, у которых сроки «горят» или «уже сгорели», так как работа с такими клиентами, как правило, складывается не совсем гладно. Возможно, отчасти это потому, что разработка сайта – процесс творческий, не терпящий спешки. Но мы не там, мы здесь, поэтому берем и таких клиентов тоже, изначально настраивая их на «правильный» срок.

И не забывайте, что «поспешишь – людей насмешишь». Это в принципе очень точно подходит к разработке сайтов. также помните о том, что затягивание сроков не всегда со стороны разработчиков, часто тянут с утверждением дизайна сами клиенты.

4. А король-то голый! Или как подготовить материал для первичного наполнения сайта

Как-то встретился с клиентом, который не мог сразу ответить на вопрос: чем занимается компания? Он стал показывать сайт партнера на другом языке, другой похожий сайт, календари и буклеты третьей компании. В общем, все, что было, выложил: выбирайте, вычленяйте, что нужно, пусть вы не спец в нашей области, но вы же создаете сайт, значит, сможете это сделать.

Во-первых, никто не знает о специфике вашей деятельности лучше, чем вы сами (ну или так должно быть по логике вещей). Поэтому просить сформировать информацию за вас представителя веб-студии, по меньшей мере, непрофессионально.

Во-вторых, у меня сразу складывается ощущение вашей незаинтересованности в проекте. Вам нужен сайт, скорее всего, для галочки. А так работать, поверьте, очень сложно.

В-третьих, какой бы навороченной ни была веб-студия, она не будет заинтересована в разрабокте эффективного сайта так, как вы сами. Поэтому материалу нужно уделить достаточное время, чтобы его подготовить. И опять же, не в последний момент, как многие из нас это любят делать, а во время, когда попросит менеджер студии предоставить. Обычно это нужно еще до разработки макета дизайна.

Как правило, при первой встречи с клиентом, у него есть некоторая базовая информация о деятельности компании и ее услугах/продуктах. После встречи формируется первичная структура меню, глядя на которую, можно уже собрать нужный материал в требуемом формате.

Если у вас много информации и вы ее хотите переписать в хорошем качестве, тоимеет смысл воспользоваться услугами копирайтера. Если у вас есть исходная информация и вы хотите просто заказать качественный текст на ее основе, то эта услуга назвается рерайтинг (с англ. «переписывание»). Стоимость за 1000 знаков без пробелов колеблется от 2 до 5 долларов.

В общем, наполнение сайта не менее важно, чем его дизайн и функционал. Чтобы не получилось, что, полистав красивый сайт, пользователь подумал «а король-то голый»…

Эпилог

Надо понимать, что мы все – люди. И в первую очередь, на работе хотим к себе человеского отношения. Почему важна первая встреча? Потому что мы приглядываемся друг к другу и оцениваем, насколько комфортно нам будет работаться вместе.

И конечно, оптимальная ситуация – это когда обе стороны всегда подготовлены - каждый по своей части, четко соблюдают сроки и достигают взаимопонимания по всем пунктам. Тогда процесс создания сайта протекает гладко и обе стороны довольны результатами сотрудничества.

Прибыльных вам сайтов!

Среди наших клиентов Клиенты веб-студии Артефакт

Есть вопросы?
Позвоните или напишите нам

Наш адрес
Республика Казахстан, Алматы ул. Наурызбай батыра, 65/69, блок Литер B1, офис 408 (уг.ул. Толе би)
Часы работы
Пн - Пт (10 - 19)
Веб-студия "Артефакт"

Написать сообщение

Контакты

Веб-студия Артефакт

Телефоны:
+7 (747) 330-29-27

E-mail:
[email protected]

Адрес:
Республика Казахстан, Алматы ул. Наурызбай батыра, 65/69, блок Литер B1, офис 408 (уг.ул. Толе би)

Часы работы:
Пн - Пт (10 - 19)