Артефактные записки     

Советы для тех, кто планирует заказать создание сайта

Автор блога
Артем Ни менеджер проектов 14 ноября 2014

Наличие у компании сайта – это уже давно не роскошь, а необходимость. Но для многих компаний, к сожалению, сайт остается лишь «галочкой» в списке прочих заданий.

Иногда я слышу от клиентов в ответ на вопрос «Зачем вам сайт?»: «Чтобы мы были в интернете. Чтобы набрали в поисковике название нашей фирмы, и мы сразу вышли на первой странице!». Отчасти, это верно. Это называется привлечение траффика пользователей. Но помимо того, что потенциальный клиент вас нашел в поиске, необходимо его заинтересовать и удержать на сайте, «подтолкнуть» его к совершению нужного действия, например, позвонить консультанту или сделать заказ на сайте, отправить сообщение и т.д. Если сайт не способен этого сделать, то первые позиции в поиске теряют смысл.

И все же, зачем нужен сайт?

Если коротко – продавать ваш товар или услугу. Не только рекламировать, но и продавать. Медленно, но верно сайт должен вести пользователя к заветному действию. Например, мы такая-то компания …, предлагаем вам такие-то качественные услуги или продукцию по очень выгодным ценам…, нам можно доверять, потому что…, с нами работают такие-то компании…, наши клиенты –это те и те…, если купите у нас - не пожалеете, да и сделать это легко, для этого лишь нажмите на эту кнопочку… или позвоните … или сделайте заказ прямо на сайте!…  

И вот – первая продажа.

Каким должен быть сайт?

1. Удобным и понятным для пользователя. Для пользователя. И еще раз - для пользователя. И не просто пользователя, а потенциального клиента. Если он удобный и понятный для генерального директора вашей фирмы, который утверждает дизайн и функционал, то это еще совсем не значит, что он удобный и понятный для пользователя. Бывает, что это может даже закончится летально для сайта ;)  Покажите дизайн сайта своим сотрудникам, своим существующим клиентам, спросите их, все ли понятно, все ли удобно, что бы они хотели видеть на сайте, что бы помогло им совершить покупку или сделать выбор на сайте. Например, если ваши клиенты – топ-менеджеры компаний, то сайт должен быть строгим, лаконичным, не слишком ярким, современным, подчеркивающим высокий статус вашей компании.

Удобство пользования сайтом – это часть «науки» юзабилити (от англ. «usability» - легкость в использвании, удобство, дружественность, доступность). Если в студии нет отдельного специалиста по юзабилити, то эту роль в первую очередь должен выполнять дизайнер, который рисует макет дизайна сайта.

2. Профессиональным и современным. Чтобы иметь представление об этом, необходимо, как минимум, просмотреть другие аналогичные сайты, скажем, самых крупных игроков на вашем рынке. Можно обратить внимание на зарубежные сайты, необязательно дальнего зарубежья. И после всего этого вы проверьте портфолио потенциальных исполнителей, особенно последние работы, так как сотрудники студий, бывает, меняются. И вам будет ясно, стоит ли полагаться на профессионализм данных разработчиков или нет.

3. Удобным в управлении. Если вы планируете поддерживать сайт своими силами (обновление новостей, статей, акций, фотогалереи и т.д.), то необходимо уточнить у разработчиков, насколько удобно управлять сайтом, какой уровень технических знаний требуется. Это зависит от «движка», на котором сделан сайт. Есть бесплатные, распространенные во всем мире (Wordpress, Joomla, Drupal и пр.).  Многие из них довольно сложны в освоении, требуют некоторой технической базы. Есть самописные, про них необходимо уточнять, и если есть возможность, то посмотреть управление в действии.

4. Расширяемым и обновляемым. Если вы захотите через год сделать редизайн сайта или создать новый функционал, «движок» сайта должен это позволить сделать. Об этом тоже необходимо спрашивать у будущих исполнителей. Поэтому важно знать на раннем этапе, что вы хотите получить в долгосрочной перспективе, чтобы не переделывать сайт с нуля (если, конечно, у вас не миллионы прибыли). Считается, что сайт необходимо  пересматривать и «освежать» каждые  2-3 года.

5. Оптимальным по цене. Вам не нужен сайт за полмиллиона тенге, если ваша компания – это небольшая фирма по предоставлению юридических услуг. Просто такие затраты не оправдывают ожидания, если речь не идет об имидже. Согласен, что иногда для клиентов важен сам факт, что сайт сделан в «крутой» студии, где минимальная цена за сайт – от нескольких тысяч долларов. Но мы говорим об экономической целесообразности. Поэтому средний ценовой сегмент – вполне подходящий вариант.

Цены на создание сайтов в Алматы в данный момент варьируются. Средний размах – это от 50 000 тг до 200 000 тг. Некоторые клиенты звонят и не могут понять, почему такие разные цены на один и тот же тип сайтов. Я бы мог ответить, что причина в разной степени «жадности» исполнителей, но это было бы не совсем корректно. Ценообразование у веб-студий довольно сложное и неоднозначное. Многое зависит от уровня подготовки и опыта специалистов. По сути, ваше задание в конечном итоге выполняет не студия, а специалист (программист, дизайнер, верстальщик и т.д.). Так, например, в Студии А – начинающий дизайнер, ему платят, скажем, 500 тг/час. В Студии Б – более опытный, он не будет работать, скажем, меньше, чем за 1000 тг/час. Можно предположить, что сайт в первом случае, при прочих равных условиях, будет в 2 раза дешевле. При этом не факт, что во втором случае сайт будет лучше. Другой вариант – с накидкой студии. Скажем, в той же Студии А – процент прибыли студии 100%. В Студии Б – процент всего лишь 30%. В итоге, стоимость разработки сайта во втором случае будет дешевле. Чем больше студия, тем больше вероятность, что цена на создание сайта будет завышенной. Конечно, есть исключения из правил, когда студия при высокой цене выполняет свою работу качественно и в полном объеме. На таких и равняются в нашей индустрии.

6. Реальным по срокам. Сразу скажу, что сделать хороший, более или менее качественный сайт, за 1-3 дня практически невозможно, если только понятие «качество» у исполнителя и у клиента совпадают.

Так выглядит типовой процесс разработки небольшого корпоративного сайта, без особых задержек, с учетом, что и у нас и у клиента есть свои другие текущие задачи:

День 1. Встреча с клиентом, обсуждение техзадания. Оформляем договор и ТЗ, высылаем клиенту.

День 2. Клиент читает, просматривает, вносит свои корректировки в Договор и ТЗ. Если все окей, мы подписываем  и выставляем счет на предоплату.

День 3. Если клиент поторопился, то оплата поступает в течение дня. Мы ждем всю информацию о компании.

День 4. Начинаем рисовать…

День 5. Еще рисуем… Творческий процесс, все-таки… :)

День 6. Высылаем клиенту на рассмотрение. Клиент вносит правки и высылает обратно.

День 7. Мы вносим правки в дизайн и высылаем снова. Клиент смотрит, и – о чудо! - со второй попытки дизайн утвержден.

День 8. Далее верстка и программинг. Клиент не участвует, ждет.

День 9. …

День 10. …

День 11. …

День 12. Наполнение и заливка сайта на хостинг для тестирования и проверки. Клиент начинает проверять, все ли сделано как было указано в ТЗ.

День 13. Обычно еще проверяет…

День 14. Высылает комментарии по доработке + еще кое-какую дополнительную информацию.

День 15. Мы все исправляем, все дополняем.

День 16. Клиент доволен, все устраивает :)

Итого, 16 рабочих дней, это примерно 3 недели. И это – оптимальный, почти идеальный, вариант. В большинстве случаев, есть задержки в силу текущего бизнес-процесса, много комментариев, согласований, утверждений, командировок гендиров и постпродакшн доработок до того, как сайт увидит свет… Не трудно догадаться: чем меньше тратится время на создание сайта, тем больше вероятность, что качество продукта на выходе будет невысоким.

В среднем у нас на корпоративный сайт уходит месяц при активном включении клиента в процесс разработки.

7. Оптимизированным для продвижения. Что это значит? Это значит, что «движок», на котором сделан сайт, должен содержать как минимум возможность добавления мета-описания и ключевых слов для каждой страницы. Неплохо было бы также иметь возможность создать или добавить на сайте sitemap.xml (нужен для более быстрой индексации сайта  поисковиками), а также редактирование файла robots.txt. Обязательно по завершении разработки сайта необходимо добавить код Google Analitics, он поможет контролировать и продвигать сайт в Google-поисковике, а также счетчик посещаемости, например, от Ядекс.Метрика, он поможет оценить и проанализировать поведение пользователей на сайте.

Как не ошибиться с выбором исполнителя?

Не ошибиться - сложно. Сами сталкивались с этим, когда пытались сотрудничать. На начальном этапе все обещают 100% гарантию, звонят, приходят, встречаются. Советуем обратить внимание на следующее:

- время существования студии (опыт работы фрилансера);

- портфолио (сколько работ, их качество, работоспособность, актуальное состояние);

- цены (слишком низкие – возможно, стоит подумать);

- условия оплаты (100% предоплата – довольно рискованно);

- наличие офиса, куда можно приехать и обсудить детали проекта;

- поговорите с менеджером студии или продавцом, насколько они компетентны в общих вопросах разработки, продвижения, вызывают ли доверия;

- не поленитесь и свяжитесь с некоторыми клиентами студии, чтобы узнать их отзыв о работе разработчиков (в случае если ваш проект объемный и дорогой) или поищите отзывы в интернете;

- уточните дальнейшую информационную и техническую поддержку проекта;

И напоследок: в целом, старайтесь понять, если вам комфортно работать/общаться со студией/фрилансером/менеджером, потому что личное отношение тоже очень важно. Напряженные отношения или недопонимания с первого диалога только усложнят работу над проектом, и наоборот, дружественные позитивные – помогут создать качественный и нужный продукт. 

Среди наших клиентов Клиенты веб-студии Артефакт

Есть вопросы?
Позвоните или напишите нам

Наши телефоны
+7 747 330 29 27
Наш e-mail
info@afstudio.kz
Наш адрес
Республика Казахстан, Алматы ул. Наурызбай батыра, 65/69, блок Литер B1, офис 408 (уг.ул. Толе би)
Часы работы
Пн - Пт (10 - 19)
Веб-студия "Артефакт"

Написать сообщение

Контакты

Веб-студия Артефакт

Телефоны:
+7 (747) 330-29-27

E-mail:
info@afstudio.kz

Адрес:
Республика Казахстан, Алматы ул. Наурызбай батыра, 65/69, блок Литер B1, офис 408 (уг.ул. Толе би)

Часы работы:
Пн - Пт (10 - 19)